Воспитание и дрессировка собаки лучше всего начинать в щенячьем возрасте. Некоторые самые простые навыки прививают щенку уже с 1,5-2 месяцев. Приступая к воспитательной дрессировке щенка, нужно помнить следующее: обучение следует вести от простого к сложному, не требовать от щенка выполнения непосильных задач, не использовать сильные раздражители, чтобы не испугать щенка и не травмировать еще слабую нервную систему, следить за реакцией и вниманием щенка в процессе дрессировки, ограничивая влияние внешних раздражителей.

  Чтобы выработать начальные навыки послушания, со шенками нужно заниматься по 15 минут в день. Некоторые шенки могут выдерживать только короткие уроки. Для таких щенков нужно проводить 5-минутные занятия 3 раза в день. Очень важно хвалить его за каждое правильно выполненное действие: незакрепленный рефлекс очень быстро пропадает (тормозится).
  Приблизительно с 3-месячного возраста щенка во время регулярных прогулок знакомят с "факторами отвлечения" (новыми явлениями внешнего мира, пугающими или отвлекающими щенка). Ввод отвлечений должен идти в последовательности от более слабого к более сильному, сюда же относится приучение к выстрелам.
  С 5-месячного возраста для служебных собак можно начинать первоначальные упражнения по охране вещей, преследованию и задержанию. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине следует переходить легко и незаметно). В этот период особенно нужно "стремиться наглядно показать контрастные понятия "можно" и "нельзя", т.е. поощрения и запрещения, помня, что только яркость этих впечатлений и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе.

  Самые главные команды

  Самые основные команды должны знать абсолютно все собаки - от дога до чихуахуа. Вы можете сами определить, какие команды следует знать вашей собаке. Не говоря о том, что каждая собака должна знать свое имя, режим кормления и прогулок, можно предложить следующий список команд:
"Ко мне!" (так подзывают собаку к себе);
"Сидеть!" (собака должна сесть);
"Лежать!" (собака должна лечь);
"Рядом!" (собака должна идти рядом с хозяином, слева от него);
"Гуляй!" (этой командой отпускают собаку побегать);
"Стоять!" (собака должна встать или остановиться, если она двигалась);
"Место!" (собака должна оставаться на указанном месте).

  Приучение к имени
  Двухмесячный щенок привыкает к кличке примерно за неделю.
Предлагая щенку корм, играя с ним или лаская его, позовите его по имени. Щенок быстро свяжет с этим словом приятные эмоции.
  По крайней мере, первую неделю пребывания щенка в доме, не зовите его по имени, чтобы отругать. Никогда не запрещайте собаке что-либо, произнося ее кличку повелительным тоном. Кличка собаки должна использоваться только для привлечения ее внимания.

  Режим кормления
  Приучить маленького щенка к режиму кормления гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. Каждый раз кормление позволит вам без напряжения, исподволь приучать щенка к командам. Щенок быстро поймет, что постукивание мисочки по полу - приятный сигнал, который связан с получением пищи. Этот сигнал можно сопровождать произнесением имени щенка. Малыш за считанные дни научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой "Ко мне!", которой собака должна немедленно повиноваться.
  В этот самый ранний период воспитания вы можете научить щенка сидеть, когда он ждет еду. Покажите ему миску с едой, но не давайте, приговаривая "Сидеть!" (или называя его кличку), и одновременно мягко и настойчиво нажимайте рукой на поясницу, чтобы он сел. Как только это произойдет, поставьте перед ним миску. Этот рефлекс закрепляется довольно быстро, поскольку щенок очень восприимчив к простым командам, повторяемым постоянно и настойчиво.

  Приучение к туалету
  Большинство шенков чистоплотны от рождения. Как только шенки начинают самостоятельно передвигаться, они перестают пачкать в гнезде. Это свойство врожденной чистоплотности используется при приучении к туалету. Поэтому щенка можно на ночь (или на время, когда вы не можете за ним следить) оставлять в коробке или ящике. Так он приучится терпеть и проситься.
  Если есть возможность, выносите щенка на улицу примерно каждый час. Его физиология в возрасте 2 - 4 месяцев такова, что он еще не может "терпеть" до определенного времени прогулки. Если нет - устройте ему определенное место для туалета. Относите туда щенка после каждого кормления, сна и т. д. Похвалите за "правильную" лужу.
  Ругать щенка можно застигнув на месте преступления, только такое наказание будет действенным. Если вы этого не видели, лучше убрать ничего не говоря.

  Приучение к поводку и ошейнику
  Для маленькою шенка больше всего подходит мягкий ошейник, легкий и плотно прилегающий. Первый раз наденьте ошейник перед кормлением или перед другой приятной процедурой. Отвлекшись, шенок поначалу не обратит внимания на ошейник и быстрее привыкнет к нему. В период привыкания щенок может постоянно ходить в ошейнике. Не снимайте ошейник по первому "требованию" щенка, лучше отвлеките его игрой. Если ошейник вызывает слишком бурный протест или даже истерику у очень нервной собаки - снимите и отложите приучение к ошейнику до лучших времен.
  Когда придет время выходить на прогулку, пристегните к ошейнику поводок. Для шенка не подходит тяжелая цепь, которая "согнет* шенка своей тяжестью. Возьмите кожаный или нейлоновый поводок с легким карабином, чтобы щенку было удобно. Первое время не тяните и не дергайте за поводок - пусть он свисает свободно, а шенок следует за вами (или вы за ним) добровольно. Не стоит разрешать щенку особенно увлекаться игрой с поводком. Шенок должен понять, что поводок ограничивает его движения и на поводке он не может вести себя бесконтрольно.
  Специальный ошейник - парфорс ("строгий" ошейник с шипами) начинают надевать во время обучения командам и только по необходимости. Если собака прекрасно слушается, в таком ошейнике нет нужды. Но "строгий" ошейник может быть незаменим при отработке команды "Рядом!".

  "Ко мне!"
  Идеальное время дня обучения подхода к владельцу - 7-16 недель. В этот период шенки нуждаются в присутствии "членов стаи" и могут быстро освоить эту команду. Желательно успеть сформировать поведение собаки до наступления у нее "стадии независимости" (своеобразный собачий "переходный возраст"), которая длится примерно от 4 месяцев до 1 года.
  Окликните щенка по имени и произнесите (с доброй интонацией) команду "Ко мне!". Когда щенок подошел, похвалите его, дайте лакомство. Если шенок слишком занят игрой и не реагирует на команду, позовите его, а затем присядьте или отбегите от него. Это привлечет внимание щенка, и он подойдет к вам. Не забудьте сразу же его поощрить. Ни в коем случае нельзя звать собаку с угрожающей интонацией.
  Если собака не реагирует на команду "Ко мне!" и не желает получить поощрение, возьмите длинный поводок. Собака может свободно двигаться, но вместе с тем вы в любой момент можете позвать ее, подтягивая за поводок и произнося команду.
Взрослую собаку обучают не просто подходить, а по команде подойти, обойти дрессировщика сзади и сесть у его левой ноги. Этот навык отрабатывается также, только собаку не просто подтягивают поводком к себе, а каждый раз обводят ее сзади себя и усаживают у левой ноги. Такие требования к выполнению команды "Ко мне!" существуют в общем курсе дрессировки.

  "Фу!"
  Это "запретительная" команда, которая требует обязательного исполнения. "Фу!" не должно поощряться так как другие команды; скорее, исполнение команды позволит собаке избежать неприятных ощущений. Команда "Фу!" должна произноситься низким голосом, напоминающим рычание. При повторном произнесении команды интонация должна стать более угрожающей.
  Когда шенок совсем маленький, нежелательное действие нужно прекращать мягко, но настойчиво. Скажем, двухмесячный щенок грызет ножку стола. Произнесите команду и перенесите щенка в другое место, например, на его коврик (но не на диван! Это уже будет поощрение). Если шенок упорствует, отвлеките его резким неприятным звуком (например, погремушкой) и также произнесите команду. Когда щенок подрастет, для прекращения нежелательного действия можно будет применять более серьезные наказания: рывок поводка, шлепок и т.д.
  При запрещении очень важно использовать нужный момент времени. Окрик "Фу!" должен прозвучать точно в тот момент, когда собака делает что-то непозволительное, и ни секундой позже.
  Команда "Нельзя!" отличается от "Фу!" только названием: произносится быстрее и легче. Какую именно команду вы выбере те для запрещения - ваше личное дело. Взрослая собака будет понимать и "Фу!", и "Нельзя!", и "Хватит!", и другие запрещающие слова.

  "Тихо!"
  Эта команда, похожая на команду "Фу!", необходима для отучения от громкого, беспричинного лая. Принцип обучения здесь такой: лающую собаку отвлекают каким-либо образом, подают команду "Тихо!" и поошряют, когда собака прекратила лаять.
  Здесь тоже очень важен момент поощрения: собака должна четко связать поощрение с прекращением лая и при этом попять, что желаемого она добивается не лаем, а наоборот. Для того, чтобы собака связала поощрение именно с прекращением лая, сделайте паузу: собака прекратила лаять, подождите немного и, если лай не повторяется, поошрите.
  Не нужно отучать собаку лаять вообще. Любую собаку, даже самую маленькую, хвалите за проявление сторожевого инстинкта. Но "сторожить" можно не так громко: слегка зажмите морду собаки, приговаривая "Тихо, тихо", приучая подавать тревожный сигнал только рычанием.

  "Место!"
  Место шенка должно быть определено сразу после того, как он попал в ваш дом. Место собаки - ее "неприступная крепость". Щенка никогда нельзя насильно вытаскивать с его места. Даже для наказания собака должна выйти с места добровольно. Особенно важно объяснить это детям: собаку, которая ушла на свое место, нельзя трогать.
  В начале обучения собака по требованию должна отправляться на свое место. Сначала щенка относят туда, приговаривая: "Место!" и поглаживая. Когда собака самостоятельно отправляется на место, ее поощряют.
  Когда "отправление на место" отработано, приступают к обучению выдержке: собака должна оставаться на месте до тех пор, пока ей не дадут разрешающую команду. Посадите щенка на место и дайте команду. Чтобы он не смог уйти, если не захочет выполнить команду, наденьте на него обычный или рывковый ошейник и поводок. Когда он сделает попытку уйти, твердо и решительно остановите его, усадите на место и начните все сначала. Здесь очень важно не переутомить щенка. Сначала добейтесь, чтобы он сидел на месте хотя бы несколько секунд, поощрите его за это, постепенно увеличивая время "сидения" на месте. Этот навык очень понадобится щенку на дрессировочной площадке, когда нужно будет отрабатывать выдержку. Это удобно и дома: если собака мешает, ее отправляют на место, и она остается там столько, сколько это нужно хозяину.

  По команде "Покажи зубы!" (которая дается в приказной интонации), хозяин кладет правую руку ладонью под мордой шенка, а левую - сверху морды. Повторив команду еше раз, он большими пальцами обеих рук раздвигает губы шенка и осматривает зубы. Если щенок не сопротивляется, его хвалят и дают лакомство.
Осмотр зубов проводят ежедневно, тогда щенок быстро привыкнет к процедуре и не будет возражать, когда нужно будет показать зубы на выставке или дрессировочной площадке.

  "Сидеть!" 
  В возрасте 1,5-2 месяцев приучают щенка садиться, для чего четко, спокойным голосом произносят команду "Сидеть!" и одновременно приподнимают руку с лакомством над головой щенка, занося ее немного назад. Щенок поднимет голову, чтобы посмотреть на лакомство, и сядет. Как только щенок сядет, повторяют команду вслед за ней ласковым тоном произносят "Хорошо!" и дают щенку лакомство. После многократных повторений этого приема щенок усвоит навык, и в дальнейшем вместо лакомства можно будет произносить только восклицание "Хорошо!" и поглаживать щенка.

  Дополнительные необходимые команды

  Это команды, которые не входят в общий курс дрессировки, но обучение которым полезно для любых собак. Каждый владелец сам определит такие необходимые команды. Вот несколько примеров.

  Команда "Машина!" звучит, когда вы с собакой подходите к автомобильной дороге. Собака должна остановиться и ждать ваших указаний. В принципе, это тоже, что и команда "Стоять!". Можно научить бояться машин или, по крайней мере, осторожно к ним относиться. Если собака любит преследовать машину, в момент совершения этого действия собаку останавливают рывком поводка, ударом, можно бросить в собаку какой-то предмет и т. д. Очень удобен ошейник с электрошоком, который управляется на расстоянии: собака вроде бы свободна, хозяина рядом нет, но в момент совершения неправильного действия собака получает довольно чувствительный удар. Когда вы обучаете собаку прекращению неправильного действия, очень легко сделать ошибку и не вовремя дать поощрение. Собака может решить, что ее поощряют именно за действие.

  Собака должна уметь правильно вести себя на поводке. Нередко собака на прогулке сама запутывается в поводке и запутывает в нем хозяина. Чтобы избежать этого, собаку обучают командам "Рядом!", "Вперед!" и т.д. Кроме этих команд, удобно научить собаку командам "Обойди!" и "Ногу!"- "Обойди!" значит обойти препятствие, например, дерево, чтобы не запутаться поводком. По этой команде собака возвращается назад по направлению поводка и обходит препятствие. Приучить к этой команде несложно: когда собака, гуляя на длинном поводке, зашла за дерево, потяните за поводок и скомандуйте "Обойди!". Когда собака обошла препятствие и "распуталась" из поводка, похвалите ее. Через некоторое время собака усвоит, что от нее требуется, и будет делать это сама, не дожидаясь команды.
  Команда "Ногу!" подается собаке, когда поводок запутался у нее между лап. Освободите запутавшуюся лапу, приговаривая: "Ногу, ногу!". Со временем будет достаточно слегка подергать поводком, чтобы собака освободила затгутавшуюся лапу.
  Обучение плаванию заключается в приучении к воде, так как все собаки умеют плавать от рождения. Многие собаки добровольно и с удовольствием идут в воду, некоторые боятся воды и очень немногие ненавидят воду. Приучайте щенка сначала подойти к воде, потом смочить лапки, постепенно заводите его все глубже. Здесь очень важен пример: шенок, который сам не хочет идти в воду, с удовольствием последует за вами или за другой собакой. Если щенок пугается, оставьте его и начните урок опять чуть позже.

  Другие необходимые команды, такие, как "Домой!", "Спать!", "Кушать!", "Дай мячик!" и так далее, выучиваются также методом поощрения и наказания.
Следующий этап обучения - общий курс дрессировки - необходим в первую очередь для служебных собак.