Мальтез или мальтезе является одной из старейших пород собак, ясно прослеживающаяся на протяжении столетия. Красота и прекрасный характер этих собак, воспевался начиная с дохрестьянских времен, художниками и поэтами. Фигурка Мальтеза которая как предполагают была игрушкой ребенка была найдена в раскопках относящихся к 8 тысячелетию до нашей эры.
Было естественно предположить что будет легко установить происхождение такой старейшей породы имеющей много свидетельств на протяжении этого невероятного периода времени. Но это не так. Ранние ссылки называли их Melitaie; это название было дано древними римлянами и греками. Название происходило от более раннего названия острова Мальта- острова Мелитиа. Всё-же Страбон (25 г.н.) отмечает «На острове Сицилия имеется город под названием –Мелития откуда привозили много красивых собачек называемых- Мелитейскими собачками. Тем немее в это время Мальта была процветающим, торгующим островом и считалась высоко развитой, цивилизованной страной. Многие писатели древности не жалели эпитетов, справедливо восхваляя Мальту и ее обитателей за высокий уровень развития цивилизации. Там жили и крохотные мальтезы.
Во времена апостола Павла у римского правителя Мальты Публия была собачка по кличке Исса, которой он очень гордился. В этой связи поэт Марк Валерий Марциал, родившийся в 38 году н.э. в Испании, написал следующее:
«Исса резвее воробья Катуллы. Исса чище, чем поцелуй голубки, Исса нежнее целомудренной девы. Исса драгоценнее индийских самоцветов…. Лишь сырая земля разлучит ее с Публием навсегда. Он повелел нарисовать ее портрет.»
Последнее относилось к портрету Иссы, который, по слухам, был настолько умело исполнен, что трудно было отличить изображение от живой собаки. Греки возводили гробницы над своими умершими мальтезами, а начиная с У века на греческой керамике встречаются бесчисленные изображения этих собачек. Прекрасный образчик такого изображения был обнаружен в Файуме, Египет, - не исключено, что эту породу египтяне обожествляли. К тому же, по некоторым сведениям, королевы древности подносили своим собачкам еду на золотых блюдах.
В первом издании превосходной книги Вирджинии Летч «МАЛЬТЕЗЕ» имеется ссылка наводящая на размышление :«История греков и римлян не является очень древней. Греки были варварами в период когда древние цивилизации процветали в Египте. Критская цивилизация распространилась к греческому полуострову не ранее 1600 до н.э.» Фактически имеется очень много примеров ранних египетских поделок, изображающих собак, некоторые из них напоминают Мальтезе. Так мог ли быть Восток фактическим местом происхождения собаки? Известно, что существовал активный торговый путь из этой части мира в Европу.
Джордж Деннисон написал в книге «Животные для показа и удовольствия в Древние Риме»: «Маленькие собачки-любимцы, которые были обычны в Имперской Италии, вероятно часто имели вид Мальтезе, которые в течение столетий были популярны в Египте и Греции». Госпожа Хантер, владелица известной мальтезе Gissing, была убеждена, что имелись основания полагать о происхождении мальтезе из пустыни Гоби. Она считала, что предки современных собак жили в жарком климате. Пологая, что их чрезвычайная любовь к высокой температуре и горячему солнцу должна быть признаком, выведенным в них в течение бесчисленных поколений. Она однажды сказала: «Солнце, которого у нас никогда не было в достатке в этой стране, является самым большим другом и благодатным для этих маленьких «собачек Ра».
Китае Мальтеза увидели в период первого столетия н.э. и по-видимому, мальтезе хорошо переносили путешествия и использовались для товарного обмена (бартера) на экзотический китайский шёлк, которого так желали императрицы Греции и Рима во времена, когда «фунт шёлка оценивался фунтом золота» ( Мисс М Iveria «Украшения женщин», изданная Британским Клубом Мальтезе).
Было бы легко представить себе, как мальтезе путешествовали из страны в страну с караванами по шёлковым путям из Азии.
Эти очаровательные, белоснежные собачки часто преподносились в качестве дипломатических подарков королевским дворам наравне с редкими тканями и драгоценными камнями, показывая с каким почитанием относились к этим маленьким существам. Индстон в своей книге «Собака», изданной в 1872 году, пишет: «Мальтезе, вероятно , являлись домашними любимцами столетия больше, чем любые другие породы. Мало сомнений, что мальтезе были фаворитами дам в Древней Греции, и вывозились греками как предметы роскоши. Я сам видел очень хорошие изображения головы одной из этих небольших собачек, вырезанные на рукояти кинжалов или ножей «умелой рукой времен Греческой Империи»
В графстве Хертфордшир в г.Тринге в Зоологическом музее выставлены чучела двух прекрасно сохранившихся мальтезе и, что самое интересное, подпись под экспонатами гласит: «Мальтезе использовались при разведении пекинесов в Китае». К сожалению, имена собак неизвестны, известно лишь что одна из них «Кобель. Победитель-призёр 1901 года» и другая «Сука.Владелица Мисс Веллс».
Между Китаем, Филиппинами и Западом с пятого века н.э. процветала торговля, в которой малтез , вне всяких сомнений, сыграли свою роль, так как эти собаки являлись гордой принадлежностью дам королевских дворов.
Чуть позже дворянство и знать в Европе стало наслаждаться ими как комнатными собачками – создающих комфорт. Королева Шотландии Мария Стюарт получала своих мальтезе из Франции, где, как было сказано, имелись самые лучшие собаки в этот период. Есть многочисленные свидетельства, что собачка именно этой породы была обнаружена под её юбкой после того, как королева была обезглавлена, и это определенно вызвало интерес к породе.
Королева Англии -Виктория была известна своей любовью к собакам. У неё был прекрасный мальтез по имени Чико. В 1841 году капитан Lukey привёз в дар её величеству ещё двух собачек с Филиппин. Это плавание заняло несколько месяцев и, когда они прибыли в Шотландию, спутанный вид их шерсти казалось делал подарок невозможным. Тем не менее собачки Психея и Купидон (так их назвали) остались у брата капитана, который занимался разведением мастифов и в дальнейшем заложили основу поголовья мальтезе в Англии, так что они вовсе не были потеряны для разведения.
C. Wimhurst в своей книге «Полная книга о комнатно -декоративных собаках» (1965 г.) говоря о мальтезах, утверждает, что хотя порода попала в Англию в период правления ГенрихаVIII, он считает, что это был вторичный завоз. Он выдвинул гипотезу, что : « порода уже была популярна в Древнем Риме, когда Цезарь вторгся в Британию. Офицеры, командующие легионами, могли привезти с собой своих жен и те едва ли оставили своих любимых собачек в Риме. Этих собачек могли разводить и их численность могла быть высока и не всех их взяли обратно в Рим. Часть собак оставили, поскольку они были близко родственного разведения. Большинство собак посчитали бесполезно, потребляющими хорошую еду и они быстро погибли или потихоньку дожили до естественной смерти.
К счастью порода пустила корни в Англии в начале 1800-х, что мы видим на английских картинах.1839 года мать королевы Виктории –графиня Кентская наняла сэра Эдвина Ландзира нарисовать портрет ее маленькой собачки Квиз. На этой картине Квиз был изображен уютно устроившимся на массивной голове ньюфаундленда. Позже около 1851года графиня еще раз заказала пастельный портрет своей мальтезе Ламбкин и копии этой замечательной работы раскупаются до сих пор. Эти портреты наглядно иллюстрируют на сколько мало порода изменилась с тех времен.
В 1859 г состоялась первая выставка собак в Англии. Мис Гиббс выставила свою крошечную суку по кличке Психея, отдаленного потомка тех самых двух собак привезенных капитаном Люки в 1841г. По всем свидетельствам это была действительно восхитительная, маленькая собачка , описанная автором под псевдонимом Стоунхендж в следующих словах: «В свои 20 месяцев она белоснежная, весит 3 и 3/4 фунта, длина шерсти свешивающаяся от плеча 15 дюймов. Когда она идет кажется ,что катится живой шелк а ее хвост закинутый на спину красиво виляет.»
Материал подготовлен:
экспертом-кинологом Гафуровой Е.